пятница, 7 сентября 2012 г.

И. Г. БАГИРЯН - "Личность-государство-экономика"

Իմ ձեռքի տակ է Իգոր Բաղիրյանի «Անձ - պետություն - տնտեսություն» մեծածավալ գրքի էլեկտրոնային տարբերակը: Ես դեռ այն բավարար խորությամբ չեմ հասցրել ուսումնասիրել, սակայն առաջին տպավորությունս այնպիսին է, որ հեղինակն արևելյան աստվածային ու թաքնատեսական ճշմարտությունները մեկնաբանում է՝ հիմնվելով անտիկ ու ժամանակակից եվրոպական փիլիսոփաների ու հայտնի մտածողների գնահատականների ու մեկնությունների վրա: Այդ հանգամանքն ինձ ակամա հիշեցրեց հայտնի հնէաբան և Տրոյայի փլատակները հայտնաբերած Շլիմանի այն խոսքը, որ ժամանակակից եվրոպական քաղաքակրթությունը շատ ավելի շահած կլիներ, եթե իր սկիզբ կամ ծնունդ ընդուներ ոչ թե հին Հունաստանը, այլ ավելի հինավուրց Հայաստանը (բառացի չեմ բերում, բայց նրա ասածի իմաստը մոտավորապես այդպիսին էր): Այնինչ՝ ինչպես իմ, այնպես էլ այսօրվա շատ հայ մտավորականների հիմնական մտայնություններից ու ձգտումներից մեկն այն է, որ կարողանանք մեր երկիրը ձերբազատել մեզ համար կործանարար եվրոպական կեղծ արժեքներից և, զուտ մեր շահերից ելնելով, վերահաստատենք մերը՝ բուն հայկական արժեհամակարգը:
Ընդհանուր առմամբ, ցավալի իրողություն է, որ այսօրվա մեր կարկառուն շատ գիտնականների ու փիլիսոփաների լեզվամտածողությունը հայեցի չէ և, հետևաբար, իր մեջ կրում է հայի ոգուն օտար մտայնություններ, կաղապարներ, տերմիններ: Ուստի անհասկանալի է, թե ու՞մ համար են գրվում ազգությամբ հայ հեղինակների օտարալեզու գրքերը: Մասնավորապես, դառը փորձը ցույց է տալիս, որ, օրինակ՝ ռուսները հաճախ դժկամությամբ են ընդունում դրանք՝ նախապատվությունը տալով իրենց ազգի թեկուզ ոչ նույնքան տաղանդաշատ հեղինակների գրվածքներին: Իսկ հայ ընթերցողը համարյա չի խորանում և չի կարող շատ խորանալ դրանցում արծարծված մտքերի նրբությունների մեջ՝ լեզվամտածողության խորթության պատճառով:
Այնուհանդերձ գտնում եմ, որ Իգոր Բաղիրյանի այս գիրքը շատ արժեքավոր մտքեր ու վերլուծություններ ունի իր մեջ, որոնք կարող են օգտակար լինել Սահմանադրական Խորհրդի ներկայումս ընթացող աշխատանքում: Հենց այդ մտայնությամբ էլ ստորև ներկայացնում եմ այդ գրքի ազդագիրն ու բովանդակության ցանկը:



И. Г. Багирян
 
Личность-государство-экономика
 
Ереван 2012


Аннотация


Платон в своей  книге  “Государство” приводит  образное  представление  трех  фундаментальных типов  человеческой  психики,  которые  в  разной пропорции (весах) присутствуют в  каждом человеке.
Сопоставляя  каждому типу  определенный  вид   металла, человека  можно  рассматривать  как смесь  из  трех  металлов: золота,  серебра, меди.
Золото- соответствует  философам: тем  у  кого целью  жизни является  постижение  Истины – Бога. Серебро  соответствует  индивидам – воинам, ставящих превыше всего  благо народа. Медь – ассоциируется  с  людьми  (земледельцами)  стремящихся  к материальным  благам.
Этим  трем социальным  типам  в  современном  обществе соответствуют три  типа элит:  духовно- интеллектуальная, политико-  государственная,  экономическая.
Каждый  из  этих типов  ориентирован  на  выполнение  определенной  фундаментальной  общественной  функции:  духовно- интеллектуальная  элита- обоснование  и объяснение  духовно-нравственного  порядка  в  обществе,  политико- государственная – поддержка  и защита  этого  порядка,  экономическая-  обеспечение  общества  метариальными  благами и ресурсами.
Сказанное  составляет  суть  теории  фундаментальной функциональной третичности  индоевропейского  общества  (по видимому  не только его),  которая  описана  задолго  до Платона в самых  первых  индоевропейских  письменных  источниках – Ведах.
Цель  настоящей  работы представить  в  контексте  этой  изначальной  теории все  основные  аспекты  общественной жизни, связанные  с индивидуальным,  общественно-  государственным,  экономическим  развитием,  и предложить  модель  государственной  системы и  идеологию национального  объединения.
Вместе  с тем читателю надо все время помнить  знаменитое  высказывание  основателя  египетской  цивилизации Гора (Гермес Трисмегист): что вверху  то  и внизу  и внешнее  отображает  внутреннее.
Это значит, что все что  говорится  об  общественных  процессах, более того  о всем внешнем  мире,  имеет  свое  выражение  в  психике человека.
Внешний  мир – это зеркало, всматриваясь  в  которое  человек  познает себя.

Содержание
Введение. Постановка задачи
Идеологический кризис современной индоевропейской (арийской) цивилизации и связанный с ним "духовный голод", как выражение обострения спроса на представление о "смысле жизни".
Концепция трех фундаментальных элит
1. Основные положения теории фундаментальной трехфункциональности индоевропейского общества
2. Концепция времени и ее связь с представлениями о динамике общественного развития
2.1. Исторические предпосылки представлений о круговом движении времени (регресс - прогресс)
2.2. Третье базисное положение теории фундаментальной третичности и представление о круговом (цикличном) движении времени.
2.3. Психологические и политико-экономические факторы доминирования концепции линейного времени на современном этапе
3. Исторические аспекты классификационного распределения индивидов по трем варнам
4. Линейная особенность схемы ранжирования психологических типов в теории фундаментальной трехфункциональности
5. Концепция трех фундаментальных элит.
Личность
1. Развитие как изменение представлений о смысле жизни
2. Представление вариантов жизненных ситуаций ускоренного духовного развития
3. Представление об уникальности жизненного Пути духовного развития и способах его познания (осознания): от культурно-философских первоисточников до современной психологии
4. Осознание - качество обуславливающее рост духовного Я человека/и форму процесса развития по восходящей спирали.
Государство
1. Идеология идеального (по терминологии Платона) государства
2. Падение качества выполнения духовно-этической функции как важнейшей причины направленного отклонения от идеального государства
3. Важнейшие принципы организации идеального государства
3.1. Первым важнейшим и задающим принципом выступает формула: управление должно осуществляться как аристократическое (элитарное) правление лучщих.
3.2. Принцип справедливости и доверия
4. Социальная миссия государства в контексте принципа справедливости
5. Право  и закон, как выражение  принципа  справедливости
Современное  государство
1. Методические  основы  понимания, существующего  состояния общественно-политических систем  на  европейском и  постсоветском  пространстве.
2. Структура  современного  государства в  контексте концепции  трех фундаментальных  элит. Англо-саксонская  модель
3. Континентальная  модель  государственной  бюрократии  как  система: политическая элита -  аппарат
4. Англо-саксонская  модель  государственной  бюрократии, в  контексте  концепции  трех  фундаментальных  элит
5. “Дуть в свисток” (“wistleblowing”) – знаковый институт  западной цивилизации, выражающий  логический  тупик  развития
6. Усиление роли  исполнительной власти и  формирование  национальной  безопасности, как ее  осевого  института
7. Политика. Цели и психологические  методы  воздействия  на подсознание.

Классификация и  анализ  научных  направлений, влияющих  на  формирование экономических  концепций
1. Мейнстрим
2. Эволюционная и  институциональная  теория
3. Синергетика
3.1. Синергетика  о  развитии
3.2. Аттрактор – генетический  код (цель)  будущего. Концепция  времени  социальных  систем
3.3. Аутопоэз
4. Постмодернизм
4.1. Философская  концепция
4.2. Экономика  постмодернизма  и  постиндустриализма
5. Когнитивная  наука

Негативные  основания  оптимистического взгляда  на  будущее

Проект  государства с  предпосылками самоорганизации  духовно-  интеллектуальной и  политико- государственной  элит, как единственного  шанса  национального  выживания

Экономика  - как сфера выражения  трех фундаментальных  элит.

Понятие  развития  как  выражение  трех фундаментальных типов  мышления

Основные  концептуальные  уроки трех  империй 20-го века: СССР, Германия, США

Банковская  система. Общественное  значение  и  перспектива  развития
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий